«Театр в музеях и усадьбах. (Мобильно-выездной сценический комплекс)»: старт проекта

По итогам пресс-конференции

10 августа в Информационном агентстве России ТАСС прошла пресс-конференция Театра «На Литейном».

В ней приняли участие: заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам Николай Емельянов; руководитель Театра «На Литейном» Сергей Морозов; начальник отдела проектов поддержки культуры Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга Владимир Фёдоров; режиссёр-постановщик спектакля «Вишнёвый сад. Тишина» Андрей Сидельников; руководитель отдела по связям с общественностью Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Анастасия Озерская.

На пресс-конференции были освещены такие темы, как кадровые перемены в руководстве театра — назначение Сергея Морозова руководителем театра, проекты и планы нового сезона, реализация проекта «Театр в музеях и усадьбах. (Мобильно-выездной сценический комплекс)» и премьера спектакля «Вишнёвый сад. Тишина» по мотивам пьесы А. П. Чехова в постановке Андрея Сидельникова.

Летом 2017 года распоряжением Комитета по культуре Ленинградской области Сергей Морозов назначен руководителем театра. Ранее (2015—2017) он занимал должность главного режиссёра театра. С 2002 по 2015 год в качестве главного режиссёра и художественного руководителя работал в Костромском государственном драматическом театре им. А. Н. Островского, Новгородском академическом театре драмы им. Ф. М. Достоевского, Ульяновском драматическом театре им. И. А. Гончарова. Поставил более 50 спектаклей в театрах России и зарубежья. В планах нового руководителя Театра «На Литейном» — представлять публике уникальные постановки, аналогов которых нет на театральной карте Санкт-Петербурга и Ленинградской области, максимально использовать творческий потенциал труппы и активно гастролировать, в том числе вести международную деятельность, что позволит сделать театр визитной карточкой региона в России и за её пределами.

Театр «На Литейном» приступил к финальному этапу реализации проекта «Театр в музеях и усадьбах. (Мобильно-выездной сценический комплекс)» — постановке спектакля «Вишнёвый сад. Тишина», который рассчитан на демонстрацию в старинных усадьбах Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Спектакль создан с использованием оборудования, приобретенного на средства гранта Международного банка реконструкции и развития.

За счет средств МБРР театр приобрёл:

• Сценический комплекс, включающий в себя: модульную сцену, мобильную конструкцию (граунд) для крепления декорационного оформления и сценического оборудования, станок для зрительских мест, световое, звуковое и видео оборудование;

• Генератор электроснабжения;

• Кофры для перевозки новой аппаратуры.

С помощью данного оборудования театр может решить самые сложные технические проблемы проведения мероприятий в музейных интерьерах и усадьбах, а также музейно-парковых ансамблях и на иных открытых площадках Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Театр станет мобильным, а значит — доступным для более широкой аудитории, сможет выйти к потенциальным зрителям с уникальным предложением, которого еще нет на культурном рынке нашего региона.

Активно эксплуатируя мобильно-выездной сценический комплекс, используя исторический и культурный опыт, а также архитектурное наследие региона Театр «На Литейном» совместно с другими организациями культуры, может привлечь интерес к культуре Ленинградской области, что обеспечит обновление туристических потоков, привлечение

дополнительных средств в развитие местной инфраструктуры. Проект имеет высокий потенциал и способен оказать положительное влияние не только на культурное, но и на экономическое и социальное развитие Ленинградской области.

Партнёром первого показа спектакля «Вишнёвый сад. Тишина» стал Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Спектакль пройдёт на открытом воздухе — в саду Фонтанного дома. Зрителям будет представлен не только пластический спектакль по мотивам пьесы Чехова, но и новые художественно-постановочные и технические возможности театра. Премьера спектакля состоится 31 августа.

Заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам Николай Емельянов:

Когда мы принимали решение о назначении Сергея Морозова руководителем театра, одним из немаловажных факторов, влияющих на театральное дело в регионе, был принцип соблюдения единоначалия во всех театрах Ленинградской области. Для развития театра необходимо, чтобы и административная, и художественная власть были сосредоточены в одних руках — так устроены все театры области, кроме Театра «На Литейном». Сейчас во всех театрах региона установлен один принцип управления. Сергей Морозов назначен руководителем из кадрового резерва Ленинградской области. Мы учли и его опыт работы в других театрах и регионах, и разноплановое образование, и творческую программу.

Мы надеемся, что Театр «На Литейном» достигнет высоких творческих результатов, что даст региону право гордиться одним из самых старейших театральных коллективов Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Приобретение оборудования за счет средств Международного банка реконструкции и развития, системная работа в муниципальных образованиях по привлечению зрителя, безусловно, будут способствовать тому, что театр займёт лидирующие позиции в культурном пространстве. Театр получил в пользование современную технику и мобильный сценический комплекс, а это даст не только большую свободу творчества, но и дополнительные возможности для живого диалога со зрителями, в первую очередь, с жителями Ленинградской области.

Руководитель Театра «На Литейном» Сергей Морозов:

Назначение на должность руководителя театра я считаю огромной ответственностью перед тем коллективом, с которым я работаю, коллективом с богатой историей и огромным потенциалом. Я верю, что творческий курс театра в новом сезоне будет верным и полным художественных открытий: как для нас, так и для зрителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Творческим кредо театра всегда было и остается сочетание традиций и новаторства, поэтому я очень рад, что первой премьерой сезона станет экспериментальная работа режиссёра Андрея Сидельникова «Вишнёвый сад. Тишина».

Режиссёр-постановщик спектакля «Вишнёвый сад. Тишина» Андрей Сидельников:

Главным героем спектакля «Вишнёвый сад. Тишина» будет именно сад. История начнется задолго до событий пьесы Чехова. Смутные воспоминания Фирса — свидетеля истории разорившейся усадьбы и её обитателей — предстанут перед зрителем в форме пластической композиции. Почему тишина? Потому что нам кажется, что память не всегда требует слов. Воображение рождает образы, мимолётные зарисовки, которые возникают и тут же растворяются в безвременье.

А чеховский текст можно будет послушать перед началом спектакля — побродить по саду, конечно, не вишнёвому, а саду Фонтанного дома, где то здесь, то там будут слышны монологи персонажей пьесы.

Спектакль разомкнёт наше привычное театральное пространство, выйдет за его рамки, позволив сделать небольшой шаг в направлении такого явления, как «site-specific» театр.

Директор музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме Нина Попова (комментарий предоставлен руководителем отдела по связям с общественностью Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Анастасией Озерской):

Театр «На Литейном» расположен в пространстве бывшей Шереметевской усадьбы, в той части, которая когда-то была манежем. Он перестроен, естественно, и от этого манежа остался только портик работы Кваренги, выходящий в сад Фонтанного Дома. Продажу манежа последний граф Шереметев осуществил, судя по всему, в конце XIX века, потому что в 1909 здесь уже был театр. Здесь собирались люди из артистического мира, на сцене этого театра играла Ольга Глебова-Судейкина, близкая подруга Анны Ахматовой. Поселившись в Фонтанном Доме, Ахматова знала и про этот портик, и про участие Судейкиной в театральном представлении, и о судьбе Шереметевых… Благодаря таким пересечениям продолжалась единая история дворца, флигеля и сада.

Несколько лет назад мы начали разговор о возможности объединения творческих пространств, связанных с Музеем музыкального искусства, Музеем Анны Ахматовой, Театром «На Литейном». И спектакль, который состоится в саду Фонтанного Дома – первый шаг к тому, чтобы мы вместе, в партнерстве, создавали что-то общее и интересное для нас и для города.

Уже много лет в Шереметевском саду проходит «Ночь Музеев», фестивали «Бродский DRIVE» и «А-КИНО». Сад живет, и благодаря таким проектам он создает свой особый контекст. И я думаю, что «Вишневый сад» и этот сад как-то пересекаются в возможностях сценографического и сценического осмысления, не случайно Театр «На Литейном» предложил использовать это пространство в связи с пьесой Чехова.

 

Фото Дарьи Пичугиной

 

 

Фото: Дарьи Пичугиной

 

Фото: Дарьи Пичугиной