В российских кинотеатрах подходит к концу прокат «Светской жизни» Вуди Аллена. Фильм открывал в этом году Каннский кинофестиваль и стал главной интеллектуальной премьерой лета. Чтобы подвести итог — разберемся детально, за что стоит хвалить (или ругать) Вуди и его персонажей.

Светскаяжизнь1
Трудно придумать более «вудиалленовский» фильм, чем «Светская жизнь». Картина олицетворяет все, за что мы любим этого выдающегося режиссёра, и может быть, чуточку больше. Вопреки мнению некоторых критиков и зрителей, Вуди не только не «исписался», но создал действительно динамичный сценарий, что ощущается во время просмотра. Как будто слова в предложения складывал не мужчина почтенного возраста, а вполне себе молодой юноша с максималистскими планами и перспективами.

В одном из своих интервью Аллен сказал:

«Я такой же, каким был в 20 лет. У меня те же привычки, тот же метод работы, те же фобии и те же радости».

Возможно, поэтому его фильмы наполнены энергией и страстью, пусть не всегда зримой и очевидной, но вполне достаточной для зрителя.

В жанре комедии и мелодрамы легко «перегнуть палку» и превратить действие в кадре в дешевый спектакль из наигранных поз и пустых разговоров. Но комедия Аллена – что-то совершенно иное. Что-то, о чем стоит говорить в самом начале, как о визитной карточке режиссера. В «Светской жизни» присутствуют все традиционные и полюбившиеся старые «трюки» Аллена: до боли неуклюжие и при этом смешные ситуации, историко-философские размышления о жизни от одного из персонажей и, конечно, национальный еврейский юмор. Еще один именитый шутник, Мартин Скорсезе, тоже любит вставить в свои сценарии немного межнациональной перчинки, но тот, в отличие от Вуди с его чисто-еврейским юмором, проходится и по итальянцам, и по немцам, и по всем остальным.

Из еврейского вопроса выходим на главного героя, Бобби (Джесси Айзенберг). По сюжету, молодой и неопытный Бобби приезжает в логово всех светских львов и львиц, всех интриганов, режиссёров, кинозвёзд и знаменитостей различных мастей — в Голливуд. В центр киножизни, на территорию, захваченную бесконечными студиями, павильонами и особняками богачей.
Светскаяжизнь2
История разворачивается в 30-х годах. Да-да, в то самое время, когда все слушали джаз и танцевали свинг. Воображение сразу же вырисовывает нам картинки «золотой эры» Голливуда: женщины-дивы в безумных платьях и жемчужных ожерельях, мужчины в смокингах с сигарами и скотчем. Все они говорят, кокетничают, улыбаются, пьют шампанское и слушают пластинки. Такой предстает нам эпоха и в фильме. Нечто похожее изобразил Баз Лурман в своем «Великом Гэтсби», то же можно увидеть и в любых фильмах о Голливуде тридцатых.

Бобби вливается в «тусовку» с помощью дяди Фила, которого сыграл Стив Карелл. Фил – общеизвестная личность, бывалый кинопродюсер и светский кутила, который, впрочем, при этом способен на вполне реальные человеческие чувства.

Выбор на роль Джесси Айзенберга – отнюдь не случаен. Актер уж слишком похож на Вуди в молодости: тоже еврей, тоже с необычной внешностью и странноватой зажатой манерой общения. Общего у них действительно много: оба пишут сценарии и книги, оба обладают прекрасным чувством юмора и самоиронией. Ощущение, что Аллен ищет себе достойную замену. И, похоже, уже нашел ее в лице Айзенберга, который еще недавно числился в списке «подающих надежды», а теперь вполне претендует на звание одного из самых популярных актеров десятилетия.
Светскаяжизнь3
Любовная линия – все-таки основная, несмотря на то, что сначала ее перекрывает цветная мишура водоворота светской жизни. Кажется, что большая часть фильма будет как раз про это – про кутежи, алкоголь и сплетни. Но на деле оказывается, что Аллен рассказывает историю простых людей, которая могла бы случиться в любой семье, с человеком любого класса и достатка. Если вытащить персонажей из их блестящей обертки, мы получим обычных влюбленных и обычных несчастных, которых можно найти в любом городе мира, не только в Голливуде, не только в 30-х. Любовь, разлука, предательство, измена, смерть, успех, богатство и бедность – вечные темы, которые выходят за рамки фильма и универсально переносятся в любую реальность. Будьте уверены: даже спустя сто лет, зритель, смотрящий на эту историю, будет думать о том, как же странно, что время идет, меняются эпохи, а человеческие чувства – остаются точно такими же. Светскаяжизнь4 Течение жизни – вот что хотел показать Аллен. Так и кажется, что подтекстом весь фильм идет фраза «Вот так все и бывает. Это не плохо, и не хорошо, просто это и есть жизнь». Режиссер не дает своим персонажам оценок, не судит их, а показывает со стороны, предоставляя эту возможность зрителю.

Приехав в Голливуд, первым делом Бобби влюбляется в Вонни (Кристен Стюарт), секретаршу Фила, и, как оказывается потом, его любовницу. Естественно, возникает сами-знаете-какой треугольник. Но не пошлый и безвкусный, не излишне драматичный, как в мыльных операх, а хороший такой, забавный и грустный «вудиалленовский» треугольник. События развиваются драматично, но неспешно, нет ощущения, что в час экранного времени вместили всю жизнь персонажа. Время идет естественными темпами, как в жизни: вполне реалистично, но не нарочито затянуто. Светскаяжизнь5 Аллен использует клишированных, типичных персонажей, и совсем не скрывает этого, по-моему, даже наоборот – стремится еще больше преувеличить их черты. В «Светской жизни», например, мы видим типичную еврейскую семью, типичные нью-йоркские банды гангстеров с их разборками и заливанием людей в цемент, типичного молодого человека с амбициями и, в конце концов, типичное светское общество. Только подано все это оригинально и с тонким юмором, в фирменном стиле Вуди Аллена.
Светскаяжизнь6
С первых секунд просмотра чувствуешь мурашки, когда начинает звучать приятная блюзовая мелодия. Фильм именно приятен, и вряд ли можно испытать к нему отвращение, или почувствовать откровенную скуку. Да, это явно не тот фильм, который должен шокировать и поражать. Здесь, в большей степени, качественные и остроумные диалоги, нежели хитросплетения сюжета. Если не обращать внимания на мелочи – можно потерять всю суть, которую вложил в происходящее режиссер. Не стоит ждать от «Светской жизни» бури эмоций и адреналина, экшн-сцен, разрыва шаблонов и других модных штук. Вуди Аллен – это то, что вечно и универсально. А вечное — обычно не подчиняется законам мимолетного.

Солнечные картины жизни Лос-Анджелеса в теплых тонах, чарующие звуки ретро-музыки и красота человеческих лиц – не за это ли стоит полюбить «Светскую жизнь»?