На что способен пойти человек, чтобы достичь поставленной цели, особенно если эта цель —  мечта всей его жизни? Сможет ли он «сломать» себя изнутри, перешагнуть через психологические барьеры, сделать то, что ему совершенно претит?

 

Эти и другие вопросы мастерски осветил в своей картине «Черный лебедь» (2010) режиссер «Реквиема по мечте» и «Рестлера» Даррен Аронофски. Фильм — участник венецианского кинофестиваля и фестиваля в Торонто, обладатель ОСКАРа и Золотого глобуса в номинации «Лучшая женская роль».

 

Картина повествует о приме балетного театра Нине Сейерс (Натали Портман). Получив главную партию в новом сезоне, девушка вынуждена выносить соперничество с новой, раскрепощенной и чувственной, танцовщицей Лили (Мила Кунис), терпеть притеснения деспотичной матери (Барбара Херши), бросившей карьеру ради воспитания единственной дочери, и угождать жесткому и очень своеобразному тренеру Томе Лерою (Венсан Кассель). Но не столько тяжело переносить внешние раздражения, сколько страшно переступать через себя: Тома требует от тихой скромной Нины соблазнять и нападать, что совершенно несвойственно девушке, а ведь она безумно сильно хочет станцевать эту партию. Так начинается борьба с собой за совершенство, ведущая к самым страшным и непредсказуемым последствиям.

«Побороть страхи. Убить в себе себя. Достичь совершенства!»

 

От фильма невозможно оторваться: плавно развивающееся действие незаметно для зрителя перерастает в кульминацию и не отпускает до самого конца. Во время просмотра зритель буквально чувствует все то, что ощущает героиня (нужно отдать должное хорошей работе оператора) — на некоторые детали просто невозможно спокойно смотреть. Режиссер будто играет на натянутых нервах зрителей — отточенные пируэты Натали Портман зачаровывают и пугают одновременно: скрип половиц, трение пуантов о пол, шелест ветра, создаваемый непрерывными движениями героини, ее напряженное измученное лицо…кажется, что вот-вот произойдет что-то страшное. В фильме размыты границы реальности – зрителю до последнего не раскрывается истинная природа ужасающих событий. А характерные для Аронофски «играющие мелочи», гнетущая атмосфера, и палитра холодных приглушенных тонов, в которой черный и белый переплетаются в дуэте, дополняют картину.

Получилось завораживающее зрелище с великолепным актерским составом, будоражащей кровь музыкой Клинта Манселла, примесью психоделики и мощнейшим посылом зрителю. Картина трогает за живое: после просмотра наступает эмоциональный ступор, трудно воспринимать окружающей мир, в голове прокручиваются сцены из фильма, а затем наступает период раздумий.

 

«Черный лебедь» — психологическая драма для тех, кто не боится слиться воедино с героями и максимально близко прочувствовать их эмоции, любит поразмыслить над вопросами бытия и ощутить горьковатое, но приятно послевкусие от действительно достойной работы.