Что такое, когда тебе 16 лет? Что это такое — чувствовать себя бессмертным? Как быть в 16 лет, если в душе твоей – неуемные страсти и недюжинной силы талант переплетают руки, как старые знакомые, зовут за собой в новое приключение?

Артюр Рембо – золотой мальчик французской поэзии, в возрасте от 16 до 20 лет совершивший настоящую революцию в сфере стихосложения. Надо отметить, что личные драмы и раскрытие Рембо как поэта – тесно связаны между собой. Бегство из родного Шарлевиля в Париж, сумасбродство, бродяжничество, наркотики и пьянство вкупе с гомосексуальными связями – все это наложило определенный отпечаток на юную горячую душу поэта. В 16 лет он покинул дом матери, связался с уже известным на ту пору поэтом Полем Верленом, который и взял его под свое покровительство. Вместе они болтались по Франции, Бельгии и Англии, намеренно эпатировали общественность, а уж драки и чудачества на высокосветских литературных вечерах стали любимым развлечением этой парочки. Рембо со свойственным ему юношеским максимализмом, горячо отвергал мир богемы, считая его гадким и давно отжившим свое.
Техника его произведений нарушает привычный поэтический строй. Сам он считал, что разрушение привычных форм ведет к созданию новой, небывалой действительности — поэт становится творцом, равным Богу, и ему открывается скрытый смысл бытия. Мир Рембо безмерен и фантастичен: от прекрасной Офелии до уродливой Венеры, от сладких прегрешений — до раскаяния. Это мир крайностей, в котором нет места спокойствию и довольству. Каждое его произведение – крик.

Я придумал цвет гласных! А — черный, Е — белый, И — красный, У —
зеленый, О — синий. Я установил движенье и форму каждой согласной и льстил
себя надеждой, что с помощью инстинктивных ритмов я изобрел такую поэзию,
которая когда-нибудь станет доступной для всех пяти чувств. (А.Рембо «Гласные»)

По ходу развития своей личности и творческой мысли, Рембо выстраивал теорию о том, что перед тем, как стать настоящим Ясновидцем, необходимо добиться полного расстройства всех чувств. Нужно достигнуть определенной грани безумия, за которой стираются все прежние представления о мире и тогда, и только тогда открывается Истина, которую не в силах воспринять человек в обычном своем состоянии . Подробнее эти открытия он описал в сборниках под названием «Озарения» и «Одно лето в Аду», в которых экспериментировал еще и с прозой. Юный поэт был одержим Ясновидениями и с помощью наркотиков и алкогольного дурмана, пытался проникнуть в устройство человеческой души. Выворачивая самого себя наизнанку, Рембо с холодным анализом наблюдал, как реагирует его сознание на игры больного ума

«На дорогах, в зимние ночи, без жилья, без хлеба и теплой одежды, я
слышал голос, проникавший в мое замерзшее сердце: «Сила или слабость? Для
тебя — это сила! Ты не знаешь, куда ты идешь, ни почему ты идешь. Повсюду
броди, всему отвечай. Тебя не убьют, потому что труп убить невозможно». (А.Рембо из «Озерений»)
.


Возможно, разочарование в своих пророчествах, к которому он пришел в дальнейшем, и побудило 20-тилетнего Рембо похоронить в себе поэта. Кое-кто из критиков считает, что он попросту исчерпал свой талант. Тем ни менее, кое- как выбравшись из сетей своих фантазий и творческих экспериментов, едва не обезумев и не погибнув, Артюр Рембо сознательно и навсегда оставляет поэзию. Дальнейшая его судьба теряется в песках африканской пустыни, где он и заканчивает свою жизнь в возрасте 37-ми лет. Но каким бы горьким ни было разочарование, он добился своей победы – победа есть в нем, он видит ее в самой борьбе. С этого момента поэт отказывается от всего, но ведь должно быть что-то там, дальше, за горизонтом былых мечтаний?

«Однако это канун. Мое преимущество в том, что я могу насмехаться над старой лживой любовью, и мне будет дозволено обладать истиной, сокрытой в душе и теле».
Артюр Рембо «Одно лето в аду»

По мотивам жизни поэта написано множество литературных работ, а так же снят художественный фильм «Полное затмение», где главные роли сыграли Леонардо Дикаприо и Девид Тьюлис.